Добро пожаловать!
    
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
Приветствую всех пользователей и Добро Пожаловать на сайт посвященному Дальнему Востоку России прошлое и настоящее

Под флагом Адмирала

Имя выдающегося ученого и флотоводца Степана Осиповича Макарова широко известно народам нашей страны. Как и многие самородки, С.О. Макаров вышел из народа, неутомимым трудом' и энергией пробил себе дорогу в жизни. Он всегда боролся с косностью и рутинерством в области военно-морского дела, которые были присущи царизму, отстаивал передовые идеи военно-морского искусства, развивал лучшие традиции русского флота. Макарову принадлежит неоспоримый приоритет в разработке многих, весьма важных вопросов в кораблестроении, океанографии, морской тактике, артиллерии и других областях военно-морского дела. Свыше 50 крупных работ написано ученым по различным военно-морским вопросам!

Отличительная черта деятельности Макарова, всего его многогранного творчества— беззаветная преданность Родине. Целью всей его жизни было служение народу, желание принести как можно больше пользы Отчизне.

Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года в городе Николаеве, в семье прапорщика морской исправительной роты. Учился Степан Макаров в Николаевске-на-Амуре, куда переехала вся семья. Здесь только что было открыто Мореходное училище, инспектором которого был один из сподвижников Г.И. Невельского Александр Иванович Петров. Он же стал одним из первых учителей будущего прославленного флотоводца.

До получения первого офицерского чина мичмана Макаров прошел длительную морскую практику, плавая на кораблях Сибирской флотилии в водах Тихого океана, в том числе и у берегов Северной Америки под флагом контр-адмирала А. А, Попова. Уже в это время он пишет первую научную работу по определению девиации компаса в море, опубликованную в «Морском сборнике».

24 мая 1869 года С. О. Макаров производится в первый офицерский чин мичмана. Мичман Макаров начал свою офицерскую службу на броненосной лодке «Русалка». Служба на лодке была связана с началом работ С. О, Макарова по обеспечению непотопляемости корабля. Пластырь Макарова, схемы водоотливной системы, водомерных трубок, клапанов вскоре завоевали всеобщее признание и были приняты на кораблях как у нас, так и за границей. В последующие годы Макаров провел многочисленные исследования и испытания на кораблях, прочитал множество докладов, лекций, опубликовал несколько статей в «Морском сборнике» по вопросам живучести и непотопляемости судов. Своими работами С. О. Макаров дал начало новой отрасли военно-морского дела — науке о живучести и непотопляемости судов, которая затем блестяще была продолжена и развита академиком А. Н. Крыловым.

С.О. Макаров

В октябре 1876 года С. О. Макаров получил назначение на Черноморский флот. Здесь в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов Макаров командовал пароходом «Константин». Он предложил использовать мины, как наступательное оружие. Много поработал Макаров а для улучшения мин. Преодолев упорное сопротивление чиновников морского министерства, Макаров доказал эффективность мины как наступательного оружия. За время войны Макаров совершил много походов в неприятельские воды, сжег и потопил несколько турецких кораблей.

Новые приемы ведения морского боя, предложенные Макаровым, получили всеобщее признание. Его минные катера явились прообразом современных торпедных катеров и миноносцев. Мина стала использоваться как грозное наступательное оружие.

В период службы на Черноморском флоте, командуя в 1881—1882 годах военным судном «Тамань», С. О. Макаров провел интересные наблюдения за течениями в проливе Босфор, в результате которых установил наличие глубинных и поверхностных течений и тем самым выяснил закономерности обмена вод Черного и Мраморного (а также Средиземного) морей. Его работа[1] была а 1887 году удостоена премии Академии наук.

В последующие годы, находясь на различных должностях, Макаров ни на минуту не оставлял своей научной деятельности. Он занимается изучением возможности судоходства по Аральскому морю, вопросами разработки проекта переустройства Кронштадтского порта, предлагает метод ускоренного подъема паров на кораблях шхерного отряда, принимает участие в работе комиссии Главного морского штаба по выработке положения о минных классах, минном отряде и минной команде.

17 сентября 1885 года капитан 1-го ранга Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», отправлявшегося в кругосветное плавание. С. О. Макаров сумел так организовать свою деятельность и службу подчиненных ему офицеров, что наряду с выполнением основных, боевых задач была проведена громадная научная работа в течение [886—1889 годов. Огромное количество наблюдений, определений и сделанных на этом основании выводов было обобщено С. О. Макаровым в труде «Витязь» и Тихий океан», изданном в 1894 году.

Корвет вышел из Кронштадта 12 сентября 1886 года и 26 апреля 1887 года прибыл в Иокогаму через Магелланов пролив. С 26 апреля по 23 декабря 1888 года корвет был в составе Тихоокеанской эскадры и за это время избороздил Японское и Охотское моря, посетил Филиппинские острова, 23 декабря «Витязь» вышел в обратный путь через Суэцкий канал и возвратился в Кронштадт 1 июня 1889 года.

Пройденные корветом моря и океаны были сравнительно мало изучены в гидрологическом отношении. Гидрологические наблюдения, проводимые С. О. Макаровым, состояли в наблюдениях над температурой и удельным весом морской воды на поверхности и на глубинах, в определении скоростей течения в океане на поверхности, а в реках на поверхности и глубинах, в измерении глубин и сборе образцов грунта и воды.

Гидрологические наблюдения начались сразу же, в Ьалтииском море, у острова Сескар и продолжались все время до Лиссабона; далее в океане, кроме перечисленных наблюдений, делались еще и наблюдения за прозрачностью воды. Отметив большую разность дневной и ночной температур воды у Рио-де-Жанейро, Макаров высказал предположение, что это может быть объяснено близостью берега, влиянием береговых бризов и приливо-отливными течениями. В Магеллановом проливе Макаров изучал скорости течений.

В Тихом океане, в полосе экваториального течения, Макаров на основании наблюдений сделал вывод, что «глубина экваториального течения немногим превосходит 200 метров, а в полосе экваториального противотечения она меньше 200 метров и даже на 100 метрах скорость воды отличается от таковой же на поверхности»[2].

Офицеры корвета тщательно изучали течение Куро-Сиво, но южную его границу по температурам определить не могли. Летом они произвели промер залива Петра Великого. И здесь Макаров сделал вывод, что действие морского волнения тут не достигает больших глубин, до ста метров. Этот вывод обосновывался наблюдениями за образованием наносного грунта в заливе.

Макаров определил, что в проливе Лаперуза граница между теплым течением, идущим под японским берегом на восток, и холодным, идущим из Охотского моря на запад под Сахалином, «идет не вертикально, а под большим наклоном. Легкая, но холодная вода Охотского моря, клином распространяется над более теплою, но тяжелою водой в западной части Японского моря, которая со своей стороны, низами проходит далеко на северо-восток под верхней водой»[3]. -

В Корейском проливе наблюдения подтвердили, что «восточной частью Корейского пролива теплая ветвь Куро-Снво направляется в Японское море, а по западной стороне в некоторых случаях следует на юг вода, омывающая Корейские берега»[4].

В Беринговом море Макаров установил, что «теплая вода большего удельного веса находится ближе к поверхности у Командорских островов, чем у Камчатского берега». Подобные же явления наблюдаются н в Охотском море, где «внизу находится теплая вода большей солености и в западной части моря она отдалена от поверхности на большую глубину, чем в восточной; другими словами, менее соленая, но холодная вода, направляясь с севера на юг, прижимается к берегу в западной части моря и собою стесняет теплую и более соленую воду на большие глубины»[5]. В середине Татарского пролива вода холоднее, чем у берегов. Подтвердились предположения Л. И. Шренка о холодной струе течения из Гижнгинского залива. Между Аяном и Сахалином также встречена холодная вода. На основе наблюдений Макаров сделал вывод, что большая часть воды реки Амура направляется иа северо-восток, то есть к мысу Елизаветы.

Многое было сделано Макаровым в отношении гидрологического изучения и других морей и океанов. Например, он подтвердил высказывание А.И. Воейкова о том, что вода на 200 метрах и более в западной части Индийского океана гораздо более теплая и соленая, нежели в восточной. Макаров с полным основанием утверждает и показывает это на примерах Босфора, пролива Лаперуза, Гибралтара, Магелланова пролива и Большого и Малого Бельта, что режим проливов имеет первостепенное значение при изучении Мирового океана. Макаров — основоположник учения о проливах.

Изучение режима проливов С. О. Макаров продолжил в 1895— 1896 годах в проливе Лаперуза, где тщательно изучал удельные веса, течения, глубины, рельеф дна. Он сравнил уровни Японского моря и залива Анива и нашел, что поверхность воды в заливе Анива выше на 17 миллиметров. Он же нашел промежуточный слой холодной воды, определил1 вертикальный обмен вод, установил, что зимой вода, входящая проливом Лаперуза из Японского моря, питает половину Охотского моря и другое.

С. О. Макаров не боялся делать обобщения даже при небольшом количестве наблюдений, «Я считаю, что обобщение никогда не преждевременно— оно может быть основано на большом числе наблюдений или на малом, иметь более прочный фундамент или менее прочный фундамент, но оно всегда полезно для обзора и проверки уже сделанного и для того, чтобы правильнее наметить ход дальнейших наблюдений. Откладывая обобщения, мы рискуем потерять напрасно многие годы»[6].

Исчерпывающую оценку деятельности С. О. Макарова в изучении морей и океанов дал академик М. А. Рыкачев; «Богатый и надежный материал, доставленный корветом, вместе с наблюдениями всех других русских судов и с данными иностранных ученых экспедиций, был подвергнут обработке, результатом которой явились гидрологические карты северного Тихого океана и морей восточного берега Азии; особенно подробно обследованы и объяснены гидрологические явления в Лапе- рузовом проливе; обстоятельно изучены и другие проливы. Сделаны любопытные обобщения относительно обмена вод двух морей разных температур и удельных весов, соединенных проливами. Открыты в Балтийском, Охотском и Беринговом морях холодные слои воды между двумя теплыми. Дано много полезных указаний для мореплавателей»[7].

Научная общественность высоко оценила деятельность С. О. Макарова. Академия наук за труд «Витязь» и Тихий океан» присудила ему полную премию митрополита Макария, а Географическое общество наградило Макарова золотой Константиновской медалью.

Многое сделал Макаров и в области артиллерии. Оп занимался разрешением таких вопросов, как усовершенствование башенных установок на боевых кораблях, переход на бездымный порох и т. д. Но особенно большое значение имел изобретенный Макаровым бронебойный колпачок, получивший название макаровского. Он намного увеличил пробивную силу снарядов и составляет принадлежность бронебойного снаряда и теперь.

Много работал Макаров по вопросам ведения морского боя, разработки морской техники. Труд его «Рассуждения по вопросам морской тактики» обобщал опыт не только русских, но и иностранных флотов.

Макаров разработал идею создания мощного ледокола, на котором можно было бы преодолевать тяжелые льды Северного Ледовитого океана. По его проекту был построен и в октябре 1898 года спущен на воду ледокол «Ермак». На нем Макаров совершил в 1899 году плавание в центральные районы Арктики, в район Шпицбергена. Возвратившись, С. О. Макаров заявлял, что нельзя дать удовлетворительного ответа на основании опыта похода «Ермака» на вопрос, можно ли пройти на ледоколе в желаемую часть Ледовитого океана. Важными были результаты наблюдений, которые велись во время похода. Сюда входили наблюдения за состоянием льдов, метеорологические наблюдения, астрономи-ческие и навигационные определения. Все это получило свое отражение в книге С. О. Макарова «Ермак» во льдах», вышедшей в 1901 году.

В конце XIX и начале XX века обострилось положение на Дальнем Востоке. Японские империалисты с помощью и при поддержке правящих кругов США и Англии начали готовить войну против России с целью захватить Сахалин и другие русские дальневосточные земли. В ночь с 8 на 9 февраля японские корабли ворвались на рейд, в Порт- Артур, и подорвали три русских корабля. Началась русско-японская война. Для русского флота на Дальнем Востоке сложилось тяжелое положение.

Вскоре Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане. Прибыв в Порт-Артур, он сразу же развернул бурную деятельность: посетил все корабли, беседовал с матросами и офицерами, работниками порта, вселяя в них бодрость и уверенность в победе. Он заставлял корабли выходить в море, делать вылазки, отбивать атаки японцев.

Но плодотворная деятельность Степана Осиповича Макарова неожиданно оборвалась. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором держал флаг вице-адмирал Макаров, подорвался на мине, возвращаясь из боевой операции. Вместе с большей частью экипажа погиб и С. О. Макаров. Вместе с ним погиб замечательный русский художник В. В. Верещагин.

Вице-адмирал Макаров любил море. Его девизом было: «В море-— значит дома». Из 55 лет своей жизни 19 он находился в плавании. «Помни войну»,— учил Макаров. Он не только призывал моряков учиться тому, Что нужно на войне, но и неустанно трудился над совершенствованием боевой мощи флота. Пламенный пропагандист науки всеми своими помыслами был связан с Дальним Востоком.

Советский народ бережно хранит память о выдающемся флотоводце н ученом С. О. Макарове. Имя его увековечено на карте нашей Родины, его носят военные корабли и морские суда, его деятельности посвящено много книг.


[1] С.О. Макаров. Об обмене вод Черного и Средиземного морей. Записки Императорской академии наук, том LI, СПб, 1885, приложение № 6.

[2] С.О. Макаров. «Витязь» и Тихий океан. СПб, 1894, стр. 115.

[3] Там же, стр. 163.

[4] Там же, стр. 172.

[5] Там же, стр. 176—177.

[6] С.О. Макаров. «Витязь» и Тихий океан. СПб, 1894, стр, VI.

[7] М.А. Рыкачев, Разбор сочинения С. О. Макарова: «Витязь и Тихий океан». СПб, 1894. стр. 36—37.