Добро пожаловать!
    
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
Приветствую всех пользователей и Добро Пожаловать на сайт посвященному Дальнему Востоку России прошлое и настоящее
 Патриотизм крестьян-дальневосточников в годы Первой мировой войны 26-06-2013, 09:42 |

В советское время были заложены основные методологические подходы к изучению проблемы положения России в годы Первой мировой войны, отношения рабочих, крестьян и солдат к войне, ставшие затем на долгие годы господствующими в историографии. В основе данных подходов было игнорирование самостоятельной природы патриотических чувств и умонастроений широких слоёв населения, в том числе крестьянства, подмена понятий «патриотизм» и «шовинизм», обусловленная представлением об империалистических целях России в войне[1].

В условиях современного методологического плюрализма, большинство оценок советских учёных по социально-политическим вопросам жизни деревни нуждается в пересмотре. Особенно это касается проблемы патриотизма, понимаемого как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам[2]. С началом Первой мировой войны крестьянство не осталось в стороне от патриотического движения, широко развернувшегося среди населения Росси. Исследователь проблем крестьянского менталитета О.С. Поршнева, характеризуя настроения российского крестьянства в годы Первой мировой войны, указывает, что «…крестьяне, несомненно, были стихийными патриотами, любили свою матушку-Русь и желали ей победы»[3]. В крестьянских настроениях преломлялись и искренний патриотизм, и корыстные ожидания от итогов войны, стремление постоять «за матушку-Русь, за батюшку-царя и братьев-славян» и, наряду с этим, «получить землю у немца». В целом, крестьянский патриотизм носил стихийный характер и был обусловлен традиционными представлениями о своей стране, её роли и месте в окружающем мире.

Патриотизм крестьян-дальневосточников проявлялся в самых разнообразных формах, подчас весьма действенных. Прежде всего, это была материальная помощь фронту. Подобная помощь естественно оказывалась крестьянами не напрямую, а при посредстве благотворительных организаций и местных властей. В годы войны действовал Приамурский комитет по оказанию помощи раненым, увечным и больным воинам и их семьям, который наряду со сборами добровольных пожертвований активно занимался направлением праздничных подарков на фронт. Свидетельства на бесплатный проезд выдавались штабом Приамурского военного округа вплоть до марта 1917 г.

Крестьянские патриотические почины по отправке подарков фронтовикам через Приамурский комитет и другие организации были распространённым явлением. Так, газета «Приамурские ведомости» от 10 января 1915 г. извещала читателей, что жители небольшого села Грунь Зеньковского уезда решили послать гостинцы на передовые позиции к рождественским святкам. Когда проходил сбор подарков «кто-то пустил слух, что если собрать гостинцев приблизительно вагон, то допускается из села провожатый, который лично поедет на казённый счёт на театр военных действий...»[4]. По словам автора заметки, в результате акции было собрано подарков на два вагона: 2 тыс. рубах, 500 пудов сала, 500 пудов сухарей, 400 пудов сушёных фруктов. Доставлено всё это было крестьянами на железнодорожную станцию на 70 подводах[5]. Сознательными патриотическими актами можно считать массовые денежные пожертвования крестьян в пользу пострадавших от последствий войны.

Когда отдел Приамурского комитета в г. Благовещенске через журнал «Амурский земледелец» обратился «ко всем земледельцам без исключения с горячим призывом к пожертвованиям» на нужды раненых воинов и их семей на его счёт стали поступать средства от многих сельских обществ Амурской области. Например, от крестьян с. Черемховского Ивановской волости было передано Благовещенскому отделу Комитета в пользу раненых воинов более 100 руб. и много вещей – рубах, кальсон, платков, простыней и.т.д.[6]. Собранные таким образом денежные суммы планировалось переслать в центральные губернии России. Комитет объяснял это тем, что «…жители Амурской области обязаны своему благополучию деньгам, которое давало коренное население России (на нужды развития края)»[7].

Кроме того, последствия войны пока не сказывались на жизни края: «…Амурская область мало затронута войной, благодаря отдалённости её, война не вызывает таких бедствий, как в центральной России»[8]. Однако, уже в декабре 1914 г. в ходе заседания комиссии по сбору пожертвований зерном Благовещенского отдела Приамурского комитета было решено под воздействием «массовых устных заявлений населения… признать желательным, чтобы при распределении собранной суммы преимущество было отдано местным нуждам»[9]. Такой поворот был связан с тем, что негативные последствия войны уже ощутимо сказывались на жизни Амурской области и всего Дальнего Востока.

В местной периодике военных лет сообщения о крестьянских денежных пожертвованиях в массе фиксируются вплоть до конца 1915г.[10]. Так, сельское население Сахалинской области осенью 1914 г. перечислило в адрес Приамурского Комитета 681 руб. 61 коп.; в декабре с. Филипппо-Осиповка Приморской области ассигновало в пользу больных и раненых 125 руб. и др.[11]. В январе 1915 г. на имя Сахалинского губернатора от Рождественского волостного схода на нужды войны было предоставлено 300 руб.; с. Тихоновка Приморской области в июле 1915 г. в пользу пострадавших от военных бедствий представило 16 р. 88 коп. и.т.д.[12]. Понятно, что сокращение числа сообщений в 1916 г. происходило пропорционально свёртыванию крестьянских благотворительных взносов. Как уже было отмечено, тяготы войны в виде мобилизаций, высоких цен и др. существенно сказывались на положении крестьянских хозяйств, расширяя круг нуждающихся.

В подобных условиях общества, отягощённые своими внутренними заботами о поддержании семейств, пострадавших от войны, больше не могли выделять сколько-нибудь значительные суммы благотворительным организациям, которые занимались призрением нуждающихся в масштабах всего края. Патриотический характер носила деятельность сельских обществ по организации сельскохозяйственных работ крестьянам, пострадавшим от войны. По замечанию исследователя Б.В. Безгина, «В год тяжёлых испытаний, будь то голод или война, сельская солидарность, взаимовыручка, искренняя готовность прийти на помощь ближнему проявлялись в русской деревне с особой силой»[13]. На патриотический характер проявления общественной солидарности указывал и генерал-губернатор Н.Л. Гондатти, когда в обращении к крестьянам, опубликованном накануне весенних полевых работ 1915 г. в газете «Приамурские ведомости», подчёркивал, что «Ответственная взаимопомощь сельских жителей в святом деле трудовой помощи односельцам-защитникам родины является могучим средством к усилению тесной сплочённости русского народа, славным своим исконным патриотическим единением и великого в своём всегдашнем истинно-христианском сострадании к нуждающимся»[14].

Крестьянские патриотические акты не всегда были приурочены к специально организованным кампаниям. Особый характер носил патриотический поступок крестьянского семейства Кокориных из деревни Варпаховки. В газете «Приамурские ведомости» от 18 октября 1916 г. сообщалось: «Год тому назад крестьянин деревни Варпаховка Артамон Василискович Кокорин, как ратник ополчения первого разряда из запасных срока службы 1895 г. был призван по мобилизации, оставив в деревне Варпаховке семью: жену Елену 47 лет и детей: Алексея 8 лет, Максима 6 лет, Акулину 16 и Феодосия 10 лет.

Несмотря на сравнительно бедное материальное положение, Кокорин со своей женой решили не получать пайкового довольствия на семью, полагающегося по закону 25 июня 1912 г. На вопрос волостного старшины: «Почему не желаешь получать пайковое довольствие?» – Елена Кокорина ответила: «Я знаю, что Царю-Батюшке и России нужно много денег для победы напавших врагов. Так пусть лучше эти деньги пойдут на это дело, а я с детьми прокормлюсь своими трудами»[15]. Кокориным была объявлена Высочайшая благодарность. На докладе о патриотическом поступке Артамона и Елены Кокориных Николай II собственноручно написал: «Редкий пример истинного самоотречения на пользу родины. От души благодарю Кокориных»[16]. Таким образом, жители дальневосточной деревни, несмотря на отдалённость от основных событий войны, без преувеличения, разделили судьбу российского общества. Эта связь проявлялась, в том числе, и в патриотизме крестьян-дальневосточников. В данном случае не всегда срабатывало известное убеждение: «Мы – тульские, вятские, пермские и др., до нас немец не дойдёт»[17].

Крестьянский патриотизм в годы войны проявлялся в различных формах: 1) материальная помощь фронту в виде подарков, отправляемых солдатам на праздники; 2) денежные пожертвования на нужды пострадавших от войны; 3) организация призрения сирот, солдатских вдов, инвалидов; 4) индивидуальные патриотические акты в виде отказов от получения обязательных пособий за ушедшего на войну и др.
________________________________________
[1] Анфимов А.М. Российская деревня в годы Первой мировой войны. – М., 1962; Дубровский С.М. Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма. – М., 1975; Кабытов П.С. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. – М., 1988.
[2] Поршнева О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в годы Первой мировой войны (1914 г. – март 1918 г.). – Екатеринбург, 2000. – С. 28.
[3] Там же. С. 29.
[4] Приамурские ведомости. 1915 г. 10 января.
[5] Там же.
[6] Амурский земледелец. 1914. 1 сентября. № 17.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Амурский земледелец. 1914. 1 декабря. № 23.
[10] Приамурские ведомости. 1914-1917 гг.; Амурский земледелец. 1914 -1917 гг.
[11] Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы первой мировой войны. – Хабаровск, 1999. – С. 13; Приморский хозяин. 1914. 31 декабря. № 12.
[12] ГАХК, оп.6, св. 4 № 86, л. 115.; Приамурские ведомости. 1915. 16 июля.
[13] Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). – М.-Тамбов, 2004. – С. 35.
[14] Приамурские ведомости. 1915. 26 февраля.
[15] Приамурские ведомости. 1916. 18 октября.
16 Там же.
17 Поршнева О.С. Указ. соч. С. 109.


Автор: Д.А. Сафонов, ст. н. сотрудник отдела современной истории ХКМ им. Н.И. Гродекова

Ранее опубликовано: Патриотизм крестьян-дальневосточников в годы Первой мировой войны // Материалы 54-й научной конференции преподавателей и аспирантов ДВГГУ, историческая секция. Сб. науч. статей - Хабаровск: ХКМ им. Н.И. Гродекова, 2008. С. 99-102


 
Разместил: admin

Комментарии